Инновационная деятельность определяется как «процесс, направленный на реализацию результатов законченных научных исследований и разработок, либо иных научно-технических достижений в новый или усовершенствованный продукт, реализуемый на рынке, в новый или усовершенствованный технологический процесс, используемый в практической деятельности, а также связанные с этим дополнительные научные исследования и разработки».
В дальнейшем термин получил расширенное значение: была определена цель процесса, направленного на реализацию результатов НИР - обеспечить экономию затрат или создать условия для такой экономии: «Инновационная деятельность - выполнение работ и (или) оказание услуг, направленных на:
· создание и организацию производства принципиально новой или с новыми потребительскими свойствами продукции (товаров, работ, услуг);
· создание и применение новых или модернизацию существующих способов (технологий) продукции (товаров, работ, услуг), их распространение;
· применение структурных, финансово-экономических, кадровых, информационных и иных инноваций (нововведений) при выпуске и сбыте продукции (товаров, работ, услуг), обеспечивающих экономию затрат или создающих условия для такой экономии».
Обычно выделяются 6 основных видов инновационной деятельности:
· производственное проектирование, необходимое для создания концепции производства и маркетинга новых продуктов и процессов,
· маркетинг новых продуктов,
· приобретение нереализованных технологий в форме патентов, лицензий, раскрытия «ноу-хау», торговых марок и т.д.,
· приобретение реализованной новой технологии – машин и оборудования,
· инструментальная подготовка и организация производства,
· пуск производства и пред производственные разработки, включающие модификации продукта и производственного процесса, переподготовку персонала.
Различные этапы и виды инновационной деятельности имеют свои характеристики. Оценке подвергается достигаемый при инвестировании результат в его материальном, денежном, социальном выражении. Наиболее часто применяемым итоговым показателем является удельный вес инновационной продукции.